Работа с одаренными детьми через творчество.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
А. Сухомлинский.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками. Творчество может служить эффективной сферой духовного возвышения ребёнка с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве. Дополнительное образование по своему содержанию изначально персонифицировано и имеет вариативную систему, так как, отбирается, структурируется, и организуется с учётом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
– принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога.
Одним из главных методов организации наших занятий является чередование разнообразных видов деятельности и разноуровневое обучение. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка.
Для качественного усвоения программы с каждым ребенком мы проводим индивидуальную работу по обработке выполнения технических операций и приемов. Каждая созданная работа, наглядно показывает возможности детей. С каждым ребенком отрабатывается наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход, все удачи поощряются, все недочеты тактично исправляются.
И вот на этих простых этапах мы стараемся разглядеть в каждом ребенке свою «изюминку». И обязательно находится тот, у которого проявляется талант.
Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями.
Мы всегда избегаем неодобрительной оценки творческих попыток детей. Стараемся быть терпимыми к странным идеям, уважаем любопытство и вопросы детей. Стараемся отвечать на все вопросы. Позволяем иногда ребенку оставаться одному и, если он того желает, самому заниматься своими делами. Считаем, что избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности. А ещё мы помогаю детям ценить в себе творческую личность. Стараемся помочь детям справляться с разочарованием и сомнением. Находим слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегаем критики. К первым опытам, какими бы они не были неудачными, относимся с уважением. В результате, ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Предоставляем детям возможность активно задавать вопросы. А главное используем личный пример творческого подхода к решению проблем.
Применяем следующие формы работы с одаренными детьми:
– презентации;
– творческие проекты;
– научно-практические конференции;
– участие в выставках, конкурсах, предметных неделях, интеллектуальных играх;
– участие в школьных олимпиадах и региональных олимпиадах.
Считаем, что олимпиады способствуют выявлению способных детей для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей. Наши воспитанники принимают активное участие в ежегодных олимпиадах для детей с ОВЗ. Участие в творческих выставках, конкурсах, олимпиада, стимулируют педагога и учащихся к творчеству, к выражению своей индивидуальности